Коррекционно-логопедическая служба ДОО
В ДОО работает коррекционно-логопедическая служба для воспитанников образовательного
учреждения, имеющих нарушения в речевом развитии.
Учитель-логопед осуществляет
- индивидуальную коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическими нарушениями
речи (ФФНР), общим недоразвитием речи (ОНР);
- проводит фронтальные подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими
заключения ПМПК г. Ярославля.
Основанием к зачислению детей на логопедические занятия является внутренняя диагностика
учителя-логопеда (1-15 сентября) или заключение ПМПК.
Цели деятельности:
- своевременная помощь детям с нарушениями в речевом развитии;
- консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей);
- социальная адаптация детей с речевыми нарушениями и формирование у них
предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- формирование коммуникативных способностей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
- предупреждение нарушений письма и чтения;
- социальная адаптация детей в коллективе;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного
развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Организация работы
Коррекционно-логопедическая служба функционирует с разрешения Учредителя с учетом наличия
необходимых условий в МДОУ (согласно ФГОС ДО).
Оснащение помещения логопедического кабинета соответствует требованиям СанПиН и методическим
требованиям об организации логопедического кабинета.
Паспорт логопедического кабинета № 1.
Имеется в наличие нормативная документация на открытие и функционирование логопедического кабинета.
- Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка,
его индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться
от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет. - Коррекционно-логопедическая служба организует консультативную помощь для детей дошкольного
возраста, не посещающих образовательные учреждения, для родителей и педагогов образовательного
учреждения по вопросам коррекционной помощи детям, имеющим речевые нарушения.
- Коррекционно-логопедические занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете
ежедневно по графику, согласованному с администрацией образовательного учреждения.
Организация образовательного процесса:
1. Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого развития
у воспитанников, их подготовку к обучению в школе;
2. Содержание образовательного процесса определяется индивидуальными маршрутами на каждого
ребенка в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ДОО;
3. Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и
психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
4. МДОУ самостоятельно выбирает и использует программы, учебные пособия и методические материалы,
методы и приёмы отслеживания динамики речевого развития воспитанников образовательного учреждения,
утверждённые МОиН РФ;
5. Организация образовательного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда, режимом
работы и графиком занятий, согласованным с администрацией образовательного учреждения;
6. Результаты обследования детей заносятся в речевые карты;
7. Основные формы работы – индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгруппы формируются
с учётом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей;
8. Для каждого ребенка составляется индивидуальный график занятий, согласованный с руководителем
МДОУ и родителями;
9. Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учётом возраста детей в соответствии
с СанПиН для дошкольных учреждений в части требований к организации режима дня и учебных
занятий (индивидуальные – 15 минут, подгрупповые – 20-25 минут);
10. Индивидуальные (подгрупповые) занятия с каждым ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Содержание коррекционного процесса |
Организация коррекционного процесса |
Методы, принципы, модели, технологии обучения |
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (М., «Издательство ГНОМ и Д», 2013); Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М.,1991)
|
|
- артикуляционная гимнастика; - дыхательная гимнастика; - су-джок терапия 4. Игровые технологии 5. Проектная деятельность 6. Проблемное обучение 7. ИКТ |
Отслеживание динамики речевого развития
- Констатирующая, текущая, итоговая диагностика
- Экран звукопроизношения
- Речевые карты
- Индивидуальный маршрут работы на каждого ребенка
Методики
- Иншакова О.Б. «Альбомы для логопеда»;
- Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников»;
- Косинова е. «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет»;
- Логопедическое обследование детей дошкольного возраста, разработанное учителем-логопедом ЦПМСС детей г. Ростова М.В. Барсуковой на основе традиционных диагностик
Методические пособия
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. Детство – Пресс, 2007;
- Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради на все группы звуков;
- Бочкарёва О.И. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007;
- Жукова Н.С. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2009;
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2013;
- Комарова Л.А. Автоматизация звука. Альбом для автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях. – ТЦ Сфера (альбомы на все группы звуков);
- Коноваленко В.В, коноваленко С.В. Домашний театр для закрепления произношения звуков. – М.: Гном, 2013;
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. – М.: Издательство Гном и Д, 2008;
- Косимова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2011;
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2007;
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для педагога на все группы звуков. – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство Гном и Д, 2008;
- Романович О.А. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет. Система работы с родителями, планирование, мастер-класс. – Волгоград: Учитель, 2013;
- Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями – М.: Гном, 2013;
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008;
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.- М.: Детство-Пресс, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006;
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: Детство-Пресс, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006.
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2007;
Используемые дидактические игры:
«Овощное лото», «Фруктовое лото», «Найди ударный слог», «Слова-предметы», «Слова-действия», «Логопедическое лото» (на все группы звуков),
Игры изготовленные по материалам сайта «Логорина»:
«Заведи мотор», «Аквариум», «Строители», «Мышка или мишка», «Холодильник», «Подарки», «Наряди куклу», «Созвездие» и др..
Авторские игры: «Волшебные бусы», «Наряди елочку», «Рукавичка», «Рыбалка», «Цветик-семицветик», «Поймай мышку за хвостик».