Страница обновлена 10.11.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23"

Страница обновлена 10.11.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23"
Необходимо …научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться.                          
                                                                                                                  Я.А. Коменский

 

                                                            Коррекционно-логопедическая служба ДОО

                                                                 

          В ДОО работает коррекционно-логопедическая служба для воспитанников   образовательного
учреждения, имеющих нарушения в речевом развитии.
         Учитель-логопед осуществляет
 - индивидуальную коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическими нарушениями
речи (ФФНР), общим недоразвитием речи (ОНР);
 -  проводит фронтальные подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми,   имеющими
заключения ПМПК г. Ярославля.
           Основанием к зачислению  детей на логопедические занятия является внутренняя диагностика
учителя-логопеда (1-15 сентября) или заключение ПМПК.

Цели деятельности:

  • своевременная  помощь детям с нарушениями в речевом развитии;
  • консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей);
  • социальная адаптация детей с речевыми нарушениями и формирование у них
    предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
  • предупреждение нарушений письма и чтения;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения  полноценного, гармоничного
    развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

     Организация работы

Коррекционно-логопедическая служба функционирует с разрешения Учредителя с учетом наличия
необходимых условий в МДОУ (согласно ФГОС ДО).
Оснащение помещения логопедического кабинета соответствует требованиям СанПиН и методическим
требованиям об организации логопедического кабинета.

Паспорт логопедического кабинета № 1.    

Имеется в наличие нормативная документация на открытие и функционирование логопедического кабинета.

  1. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка,
    его индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться
    от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет.
  2. Коррекционно-логопедическая служба организует консультативную помощь для детей дошкольного
    возраста, не посещающих образовательные учреждения, для родителей и педагогов образовательного
    учреждения по вопросам коррекционной помощи детям, имеющим речевые нарушения.

     
  3. Коррекционно-логопедические занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете  
    ежедневно по графику, согласованному с администрацией образовательного учреждения.

Организация образовательного процесса:

1. Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого развития
у воспитанников, их подготовку к обучению в школе;
2.  Содержание образовательного процесса определяется индивидуальными маршрутами на каждого
ребенка в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ДОО;
3. Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и
психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
4. МДОУ самостоятельно выбирает и использует программы, учебные пособия и методические материалы,
методы и приёмы отслеживания динамики речевого развития воспитанников образовательного учреждения,
утверждённые МОиН РФ;
5. Организация образовательного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда, режимом
работы и графиком занятий, согласованным с администрацией образовательного учреждения;
6. Результаты обследования детей заносятся в речевые карты;
7. Основные формы работы – индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгруппы формируются
с учётом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей;
8. Для каждого ребенка составляется индивидуальный график занятий, согласованный с руководителем
МДОУ и родителями;
9. Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учётом возраста детей в соответствии
с СанПиН для дошкольных учреждений в части требований к организации режима дня и учебных
занятий (индивидуальные – 15 минут, подгрупповые – 20-25 минут);
10. Индивидуальные (подгрупповые) занятия с каждым ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.

Содержание коррекционного процесса

Организация коррекционного процесса

Методы, принципы, модели, технологии обучения

  1. Специальные (коррекционные) программы обучения и воспитания для детей с нарушениями речи:

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (М., «Издательство ГНОМ и Д», 2013);

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М.,1991)

  1. АОП для каждого ребенка с ТНР
  2. АООП для детей 3-7 лет с ТНР
  1. Индивидуальные, подгрупповые занятия.
  2. Логопедические пятиминутки для воспитателей.
  3. Обследование речи детей (ориентировочный, обследование ребенка, наблюдение в процессе обучение, уточнение факта).
  4. Взаимосвязь с воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре.
  5. Пропаганда педагогических знаний родителям (беседы, консультации, домашние задания, папки-передвижки, стенды, родительские собрания,  родительский клуб «Дорожка к школе»).
  1. Личностно-ориентированная модель обучения и воспитания.
  2. Индивидуализация обучения и воспитания.
  3. Здоровьесберегающие технологии:

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- су-джок терапия

 4. Игровые технологии

 5. Проектная деятельность

   6. Проблемное обучение

 7. ИКТ

Отслеживание динамики речевого развития

  1. Констатирующая, текущая, итоговая диагностика
  2. Экран звукопроизношения
  3. Речевые карты
  4. Индивидуальный маршрут работы на каждого ребенка

Методики

  1. Иншакова О.Б. «Альбомы для логопеда»;
  2. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников»;
  3. Косинова е. «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет»;
  4. Логопедическое обследование детей дошкольного возраста, разработанное  учителем-логопедом ЦПМСС детей г. Ростова М.В. Барсуковой на основе традиционных диагностик

Методические пособия

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. Детство – Пресс, 2007;
  2. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради на все группы звуков;
  3. Бочкарёва О.И. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007;
  4. Жукова Н.С. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2009;
  5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2013;
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука. Альбом для автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях. – ТЦ Сфера (альбомы на все группы звуков);
  7. Коноваленко В.В, коноваленко С.В. Домашний театр для закрепления произношения звуков. – М.: Гном, 2013;
  8. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. – М.: Издательство Гном и Д, 2008;
  9. Косимова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2011;
  10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2007;
  11. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для педагога на все группы звуков. – М.: Вентана-Граф, 2013;
  12. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство Гном и Д, 2008;
  13. Романович О.А. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет. Система работы с родителями, планирование, мастер-класс. – Волгоград: Учитель, 2013;
  14. Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями – М.: Гном, 2013;
  15. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008;
  16. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.- М.: Детство-Пресс, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006;
  17. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: Детство-Пресс, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006.
  18. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2007;

Используемые  дидактические игры:

«Овощное лото», «Фруктовое лото», «Найди ударный слог», «Слова-предметы», «Слова-действия», «Логопедическое лото» (на все группы звуков),

Игры изготовленные по материалам сайта «Логорина»:

«Заведи мотор», «Аквариум», «Строители», «Мышка или мишка», «Холодильник», «Подарки», «Наряди куклу», «Созвездие» и др..

Авторские игры: «Волшебные бусы», «Наряди елочку», «Рукавичка», «Рыбалка», «Цветик-семицветик», «Поймай мышку за хвостик».